Новости



Яндекс.Метрика






История Монастыря

Александро-Невский мужской монастырь
Александро-Невский чувашский мужской монастырь расположен в Моргаушском районе в местечке Каршлыхи. Обитель была основана в 1903, в миссионерских целях, в лесу, ныне 14-й квартал Ильинского лесничества, в месте, где раньше, собирались и совершали моления чуваши-язычники. Сначала в 1890 была построена часовня и потом в короткое время был образован монастырь - комплекс из двух церквей – во имя святого Александра Невского и преподобного Серафима Саровского, дома настоятеля, келейного двухэтажного корпуса, гостиницы для паломников, пекарни, кузницы, водяной мельницы и др. хозяйственных построек. Все строения были деревянными, в стиле эклектики с элементами классической и барочной архитектуры.

Первое упоминание о необходимости создания чувашского мужского монастыря в Казанской губернии относится к 1881 году. «ВЫСОЧАЙШИМ повелением, воспоследовавшим в 9-й день мая 1881 года (соб. узак. и расп. Прав. 1881 г. № 82 ст. 552), в благодарность Господу Богу за чудесное спасение АВГУСТЕЙШЕЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ СЕМЬИ от угрожавшей опасности при крушении поезда на Курско-Харьково-Азовской железной дороге. А также и с целью просветительного влияния на инородцев-чуваш» было решено образовать в Казанской губернии мужской монастырь.

Но ВЫСОЧАЙШЕЕ повеление осталось фактически не исполненным до 1902 года. В конце 80-х годов века было направлено первое прошение чувашских сельских обществ Козьмодемьянского уезда Казанскому Епархиальному Начальству об основании мужского чувашского монастыря в Козьмодемьянском уезде.

Издревле у чувашей существовал обычай поклоняться разным богам. Считалось, что боги, от которых происходят бедствия и несчастья обитают в лесистой местности и места их обитания - КЕРЕМЕТИ - священны. Там люди поклонялись им и приносили в жертву животных. В Козьмодемьянском уезде таким местом была поляна «Каршлык» и место под названием «Сар-Туван» близ деревни Макси-Касы Татаркасинской волости, расположенные в Шешкарской лесной даче (дачами назывались участки лесничеств).

К тому времени многие чуваши уже утвердившиеся в православной вере не желали мириться с идолопоклонством и жертвоприношениями. И жители прилегающих к поляне «Каршлык» деревень «признали благодетельным ходатайствовать, перед кем следует об основании означенного выше монастыря на главном месте идолопоклонства, именно в Шешкарской лесной даче Козьмодемьянского уезда Казанской губернии». Было составлено несколько прошений в Святейший Синод, Казанскому епархиальному начальству, Казанскому Управлению Государственных имуществ (в 1891 г., 1895 г., 1898 г. 1899 г.). И началась длительная переписка с Казанским Управлением Государственных Имуществ об отводе земель под монастырь. Но монастырь уже начал зарождаться. Крестьяне близлежащих деревень подарили 3 десятины земли. Начали возводиться первые постройки - это были деревянные избы. А в мае 1902 года Святейший Правительствующий Синод определил:

  • - в Козьмодемьянском уезде Казанской епархии учредить мужской чувашский монастырь с наименованием его Александро-Невским, с таким числом монашествующих, какое обитель будет в состоянии содержать на свои средства;
  • - просить распоряжения Министра Земледелия и Государственных имуществ об отводе под усадьбу и в надел нового монастыря предназначенных на этот предмет 80 десятин 500 кв. саж. Из Мало-Шешкарской и Пихтулинской дач». В октябре 1902 года настоятелем монастыря был назначен игумен Антоний (Разумов).


К этому времени жители соседнего села Большой Сундырь пожертвовали монастырю старый молитвенный дом, который перевезли и установили на горе, достроив купол, алтарь и паперть. Похоже, именно он стал храмом Александра Невского.

Актом от 22 января 1903 года во владение монастырю было, наконец-то, передано 10 десятин лесного участка из Шешкарской дачи, а в апреле того же года еще 70 дес. 500 саженей земли в Пихтулинской даче, которая находилась от монастыря в 18 верстах.

Освящен монастырь был 15 июня 1903 года архиепископом Казанским Димитрием, и начались регулярные богослужения. Монастырь был учрежден как общежительный (единый стол и общее имущество) и заштатный (не состоящий на содержании консистории).

«В 1904 году в обители состоит 2 человека в монашеском чине и 48 человек послушников».

В 1904 году было завершено благоустройство храма Александра Невского. В следующем году были построены двухэтажный братский корпус с 20 кельями и деревянное здание школы. «ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, во внимание к просветительным задачам Александро-Невского монастыря среди чувашей, во 2-й день мая 1905 года ВЫСОЧАЙШЕ повелеть соизволил отвести ему в дополнительный надел семьдесят десятин из Мало-Шешкарской казенной дачи и сложить с него недопоступившую сумму за ранее отведенный монастырю участок». Но землю эту монастырь получил во владение по акту только в июле 1906 года. Но еще долго Заведующий Ильинским лесничеством Старший Лесной Ревизор Коллежский Советник Гузовский вел с монастырем кляузную тяжбу по земельным делам. Несмотря на то, что в сентябре 1907 года Главное управление Землеустройства и Земледелия Казанскому Управлению Земледелия и Государственных Имуществ прислало документ, в котором говорится наряду с прочим, «что отведенные казною монастырям лесные участки, согласно ст. 111-й и п. 7 ст. 462-й Уст. Лесн., изд. 1905г., изъемлются навсегда из заведывания лесного начальства и поступают в полное распоряжение и пользование монастырей».

В 1905 году о. Антоний обращается в совет Братства святителя Гурия с просьбой об открытии при монастыре церковно-приходской школы. В этом же году монастырем была взята в аренду водяная мельница сроком на 24 года. К 1907 году монастырь продолжает расти. Появляются новые постройки, мастерские (швейная, сапожная, столярная и др.), деревянная ограда вокруг монастыря. В это же время задумано строительство новой церкви, нового корпуса для братии и своего кирпичного завода, гостиницы для паломников.

В феврале 1908 года «Строительное Отделение Казанского Губернского Правления утвердило проект и смету на постройку церкви в Александро-Невском мужском монастыре, Козьмодемьянского уезда». Закладка храма была произведена в июле 1908 года епископом Чебоксарским Михаилом. А освящение состоялось 8 октября 1909 года епископом Мамадышским Андреем. По-видимому, это и был храм Серафима Саровского.

В 1908 в монастыре обитали 22 монаха и 12 послушников.

К 1910 году в монастыре проживало уже 71 человек. Появилась кузница, кирпичный завод, холстоткацкая мастерская. Под старые здания подводятся кирпичные фундаменты, многие здания уже имеют железные крыши. Хорошо было налажено и хуторское хозяйство на отдаленном от монастыря Пихтулинском участке, где проживало несколько послушников. Для проживания нуждающихся в монастыре имелись две 2-х этажные гостиницы.

С началом первой мировой войны жизнь в монастыре изменилась. Часть послушников были мобилизованы в армию. Забрали часть лошадей на нужды фронта. Но, несмотря на то, что шла война, продолжается благоустройство монастыря. В 1916 году построен новый трапезный корпус, укрупнена пасека.

С установлением советской власти для монастыря настали тяжелые дни. Уже в феврале 1918 года крестьянами Сундырской волости были конфискованы земли на Пихтулинском участке. Вместе с тем были отобраны строения, рогатый скот, овцы, заготовленные дрова, сено, солома. В марте 1919 года монастырь лишился мельницы.

Настоятелем обители со дня её основания и до закрытия в 1926 являлся игумен Антоний (А.П. Разумов).

В мае 1922 года игумен Антоний возведен в сан архимандрита. Несмотря на болезнь, архимандрит Антоний продолжает свою службу. До середины 20-х годов жизнь в монастыре еще теплилась.

12 августа 1926 года коллегия НКВД Чувашской республики вынесла постановление о закрытии монастыря, а президиум ЦИК Чувашской АССР утвердил его в октябре 1926г. Причиной послужило «несоблюдение советских законов членами общины, декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви». Так же коллегия НКВД своим решением передала монастырские помещения в распоряжение местной школы крестьянской молодежи.

Архимандрит Антоний умер 24 декабря 1928 года и был похоронен на кладбище села Большой Сундырь Ядринского района. В долгие годы забвения на территории монастыря в разное время существовали школа крестьянской молодежи, больница для больных менингитом и туберкулезом. За это время уцелевшие здания нещадно разрушались и перестраивались

В 1940 в монастырских строениях разместился детский санаторий.


В 1996 году Распоряжением Председателя Совета министров Чувашской Республики Аблякимова Э.А. в собственность Чебоксарской епархии были переданы два строения, расположенные на территории бывшего монастыря: церковь и игуменский дом.

В 2001 монастырь возобновил свою деятельность. Построен деревянный храм во имя Серафима Саровского, келейный двухэтажный корпус, хозяйственные постройки.

С 2001 года вновь на этом святом месте совершается иноческий молитвенный подвиг за Русь Святую. Монастырь частично возвращён её исконному хозяину Православной церкви, освящена церковь святого преподобного Серафима Саровского, но основная часть трудов по возрождению монастыря ещё в будущем.

Ныне комплекс Александро–Невского мужского монастыря с. Каршлыхи Моргаушского района состоит из:

- Храм святого благоверного князя Александра Невского;
- Храм преподобного Серафима Саровского;
- Надвратная церковь святителя Николая чудотворца;
- Часовня с источником в честь Божией Матери «Живоносный источник»;
- Источник во имя Александра Невского;
- Поклонный Крест при въезде в монастырь.

Икона дня